Пифагор. Пифагорейцы. Числа.

Пифагор. Пифагорейцы. Числа.

Пифагор. Пифагорейцы. Числа.

«Все есть Число», — говорил Пифагор. Эту фразу можно развить. Все есть Совершенство, все есть Красота, Мудрость и, наконец, все есть БОГ! В этой статье мы прикоснемся к наследию, оставленному человечеству выдающимися людьми, стараясь почерпнуть от них Мудрость и любовь к Красоте и Богу.
Пифагорейцы начали свой путь почти 2500 лет назад, и самой яркой звездой в созвездии этих великих людей был основатель ордена или союза, Пифагор. Союз Пифагорейцев оставил яркий след в истории развития человеческой цивилизации на Земле, а идеи, им синтезированные, определили развитие философской мысли на многие столетия, оставаясь актуальными до сих пор.
Пифагорейцами разрабатывается собственная модель устройства общества и организации жизни людей внутри общества – ими был сделан гигантский шаг в сторону создания самоорганизующегося пространства.
Уникальность рассматриваемой группы заключается в том, что они, первые смогли объединить большое кол-во последователей, не организуясь с помощью религиозной общины, ни используя в качестве объединяющего начала никаких общегосударственных духовных центров. (например таких, как Дельфийский оракул). Все что у них было – прекрасные идеи.

1. Пифагор и его жизнь.

Сведения о месте рождения Пифагора разнятся. Наиболее популярна версия о том, что он родился на острове Самос в семье богатого купца Мнесарха. Существует легенда, что его рождение предсказала жрица-прорицательница Дельфийского оракула Пифия. По ее словам, ребенок принесёт столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесёт в будущем никто другой. В честь ее и был назван мальчик. «Тот о ком объявила Пифия»- дословный перевод его имени. Большинство исследователей относит дату рождения Пифагора к 570 до н. э. [1]
В исторических кругах нет единства на счет того, где обучался и где жил Пифагор в первые годы своей жизни. По одной из версий, он долгое время путешествовал по Египту, Вавилону и другим древневосточным государствам, встречаясь с известными мудрецами той эпохи, однако вполне возможно, что сведения об этих путешествиях — лишь одна из легенд, которые окружали личность Пифагора.
В 530 г. до н.э. в возрасте 40 лет он покидает Элладу, где жило много искушённых в вопросах философии и политики людей, и где его идеи встретили сопротивление у правящих элит и тирана Поликрата,
и переезжает в Южную Италию в Кротон. Здесь у него было больше возможностей не только проповедовать свои идеи, но и претворять своё учение в жизнь.

Жители Кротона тепло принимают Пифагора, где его идеи легли на подготовленную почву. Достаточно быстро Учителя окружают ученики, в основном представители местной аристократии, люди богатые и образованные, что позволило им создать Пифагорейский союз. Обучение производилось в устной форме. Пифагор не оставляет после себя книг, во всяком случае ни один из его трудов не дошел до нас, и в ближайшие 200 лет после его смерти в литературе нет ни единого упоминания о таких трудах. Тем не менее, все открытия, которые рождаются в стенах союза, приписываются именно Пифагору. Его авторитет был столь велик, что затмевал всех современных ему философов, и именно Пифагору приписывается рождение самого термина «Философ».
​Пифагорейский союз быстро набирает политический вес и практически полностью подчиняет себе руководство Кротона и других соседних городов юга Италии. Это не было прямое управление, но многие ответственные посты в правительстве занимали члены союза. Молодые образованные представители местной аристократии взрастали вместе с идеями Союза, а после победы в войне над Сибарисом под предводительством пифагорейца Милона, Кротон становится самым богатым и влиятельным городом на юге Италии.
​Правление пифагорейцев продолжалось около 50 лет. Когда Пифагор был уже стар, к нему пришел богатый и влиятельный кротонец Килон с желанием присоединиться к ордену, но был отвергнут из-за черноты своей души. После этого он, вместе с его друзьями, начал яростное сопротивление Пифагорейцам. На Школу совершается вооруженное нападение, большинство учеников погибает. Пифагор сам в это время находится вне стен Школы, что позволило ему остаться в живых. Достоверных данных о дате и месте, а так же о причине его смерти мы не располагаем.
Течение пифагорейцев активно просуществовало еще минимуму 300 лет. Со временем фигура Пифагора была окружена легендами, ему приписывали экстрасенсорные возможности, практически возведя его на одну ступень с Богами, а идеи Пифагора будоражили умы лучших философов того времени и наложили отпечаток на современную западную цивилизацию.

В V в до н.э. в Абрерах были выпущены именные монеты с изображением Пифагора, что было свидетельством огромного влияния, которое производил Пифагор на общество того времени, этот факт особенно примечателен тем, что это был первый подписанный портрет философов на греческих монетах, причем на монетах выпущенных не в родном городе. [1]

2. Пифагорейский союз и его цели.

Рассуждения о том, что из себя представляет Школа Пифагора, хотелось бы начать с поиска цели, которую он сам ставил для себя и своего окружения.
«Мудрость, -говорил Пифагор,— это знание прекрасного, первосущего, божественного и несмешанного, всегда тождественного себе и действующего таким образом, что все, к чему оно ни прикоснется, также становится прекрасным».
​«Философия — ревностное стремление к созерцанию всего этого (имеется первосущее – прим. автора). Философ — человек, который созерцает подлинно сущее и делает практически должное».
​Другими словами, Пифагор говорит, что есть первосущее — причина и образ всего, но также есть и смешанное, которое временно и изменчиво. Задача же философа: видеть проявление именно тождественного и действовать, исходя из открывающейся для него информации. Тогда и человек, и все, что он делает, будут обладать красотой и божественным светом.
Пифагор приходит к выводу о едином Боге. Эта истина им устанавливается в Символе Веры от Пифагора, который приводится в [3]. «По Пифагору, Бог един, он не находится вне Космоса, но в нем целое в целом круге, он — надзирающий за всеми своими порождениями, имеющий смесь всех веков и творец всех его сил и творений, первоначало всего, в небе — источник света. Он также всеобщий отец, мысль и одушевление всего, движущее начало всех кругов». К сожалению, мы не можем установить конкретный древний источник, из которого был взят Символ Веры. Мы можем лишь предположить, что его можно отнести к трудам Ямвлиха или Порфирия, которые жили уже III веке н.э.
Косвенное подтверждение подобной идеи можно найти у Платона (Платон считается последователем идей Пифагора) в диалогах «Тимей» [5], где Платон рассуждает об образовании нашего мира.
Платон утверждает, что был благой Устроитель Вселенной, который устроил Космос, как совершенное «единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом».
Таким образом, идея единого Бога и тут проявляется, хотя и в несколько ином виде, т.к. у Платона Вселенная создана по образу Бога, а у Пифагора говорится, что «Бог не находится вне Космоса». Есть ли тут противоречие?
Рискнем предположить, что не обязательно, т.к. доподлинно не известно, означает ли сотворение по образу созданием нового объекта, или творение по образу может происходить в рамках уже существующего.
Следует отметить, что в дальнейшем, при рассуждении о сотворении Вселенной, Платон говорит о создании Творцом бессмертных Богов из особой пропорции трех начал. [5]. Первое начало – неделимо и вечно тождественно (Творцу), второе – то, которое претерпевает разделение в телах, а третье есть смесь первого и второго. Таким образом, в своем учении «Об образовании Вселенной» Платон, не отрекаясь от языческих представлений, в том числе использует и толкование первых трех чисел в числобогословии – науке о числах, которую создавали Пифагорейцы.
Наблюдение за волей Единого Начала, ее расшифровка, толкование и следование ей — вот в чем заключался смысл жизни Пифагорейца.
Для этих целей в Ордене (школе) развивались следующие науки: арифметика, геометрия, астрономия, гармония, медицина и риторика.
Учеников первой ступени называли «слушателями», т.е. Акусматиками. Наиболее успешные ученики именовались «математиками» и занимались более углубленными исследованиями.
Уклад жизни этих людей был следующим:
1. Пробуждение пифагорейца происходило еще до восхода солнца. Необходимо было успеть, еще лежа в постели, составить план действий на текущий день, а непосредственно во время восхода солнца воздать молитвенную благодарность Аполлону за жизнь.
2. Отхождение ко сну пифагорейца происходило лишь после того, как он ответил себе себе на три вопроса: что сделал, чего не сделал, что осталось сделать.
3. С утра они совершали одинокие прогулки в тихих и безлюдных местах, в священных рощах, т.к. не следует встречаться ни с кем прежде, чем приведешь в порядок собственную душу и не настроишь ее на соразмерный лад.[2]
До нас дошли лишь некоторые отрывки морально-этического учения Пифагора, сформулированные в «акусмах» и в Золотом каноне Пифагора:

«Не пекись о снискании великого знания:

Из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая; но ей не обучаются».

Акусматики не занимались научными изысканиями, а придерживались образа жизни в соответствии с акусмами. Вот некоторые из них[3]:
— «Не следует заходить в Храм походя.
— Не следует рассматривать службу Божеству как нечто второстепенное.
— Не заходи в Храм мимоходом и не поклоняйся походя ни в коем случае, даже если будешь проходить мимо самых дверей.
Таким образом, главной целью Пифагорейского союза могла быть быть трансляция Божественной красоты, организация самоорганизующегося пространства и, соответственно, общества людей.
​Не имея возможности строительства города «будущего» на пустыре, с нуля закладывая его основы, пифагорейцы были вынуждены подчиняться правилам и законам существующей на тот момент цивилизации.
Все это вынуждает Пифагора и его последователей заниматься политической деятельность, вносить свои идеи в правящие круги, влиять на них и перестраивать государственность.
Порфирий в своей книге «Жизнь Пифагора» приписывал философу следующие слова: «Вещей̆, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющее наслаждение. Наслаждение имеется в виду не пошлое и обманчивое, но прочное, важное, очищающее от хулы. Ибо наслаждение бывает двоякого рода: одно, утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, он уподоблял погибельным песням Сирен, а о другом, которое направлено на все прекрасное, праведное и необходимое для жизни, которое и переживаешь сладко, и, пережив, не жалеешь, он говорил, что оно подобно гармонии Муз».

4. Числовое богословие. [6]

Кроме религиозно – мистического образа жизни, учение Пифагора предполагало научный подход к познанию мира. Пифагор утверждал: «Все есть число!» Думается, связанно это с тем, что число является идеальным объектом, для наблюдения которого не требуются никакие сложные приборы или особые условия. Гениальная простота общеизвестной идеи подобия: что внутри, то и снаружи; что в меньшем, то и большем, подтверждает мысль о том, что, наблюдая за свойствами и взаимодействиями чисел, внимательный взгляд сможет увидеть Вселенную.
Число в представлении Пифагорейца – это отражение миротворящих энергий, которые обладают свойствами, присущими именно им.
Вспомните Платона и его сотворение мира в «Тимее»: «Первое начало – неделимо и вечно тождественно (Творцу), второе – то, которое претерпевает разделение в телах, а третье есть смесь первого и второго». Сопоставьте эту мысль с теми, что представлены в работах Пифагорейцев в «Теологуменах Арифметики»[4]
Единица — это начало числа, не имеющее положения. Называется единицей от греческого быть неизменным. Действительно, если мы рассмотрим произведение единицы и любого другого числа, то это число остается неизменным. Единица – это причина Истины, должна существовать неизменная Истина, существование которой обусловлено тем, что есть единица.
​При этом единица сама себя порождает и от самой себя рождается, т.к. произведение 1х1=1, она является причиной постоянства.
Двойка — начало инаковости, начало творения материи в мире, т.к. из двойки нельзя построить фигуру, но она уже показывает движение от начала Единицы в сторону материального мира. Мы можем наблюдать это в том, что единица – это точка, двойка – отрезок, тройка – треугольник, т.е. первый материальный объект, соответствующий тройке.
О Двойке говорят, что такая энергия подобна мужеству, дерзанию, движению, т.к. она первая после Единицы, и с нее начинается изменение. Она первая посмела отойти от неизменности Единицы. Причем изменение обладающее очень интересными и уникальными свойствами. Обратите внимание, что произведение 2х2=4 и сумма 2+2=4. Причем Двойка есть суть равенства и правосудия еще и потому, что любое число произведенное ею возможно разделить на две равные части.
Тройка образует треугольник, первый материальный объект, первый результат действия единицы и двойки. Тройка – это уже смесь, сложение Единицы и Двойки.
При этом Тройку называют здравомыслием и благоразумием, из-за ее уникальных свойств:
1<2
1+2=3
1+2+3>4
т.е. двойка больше суммы предшествующих чисел, тройка равна сумме предшествующих чисел, после четверки уже все числа меньше суммы предшествующих чисел. Таким образом Тройку называют здравомыслием между избытком и недостатком.
Тройку ассоциируют с завершенностью, т.к. она первой обладает началом, серединой и концом. Неслучайно, видимо, принято правило повторять молитву трижды.
Четверка – это уже начало материальной Вселенной, в Четверке заключено первое проявленное тело – пирамида, в этом теле 4 угла и четыре плоскости. Если первые три числа не обладают объемом, то Четверка образует объемную фигуру. В ней как бы показывается первый материальный результат от действий 1, 2 и 3.
1+2+3+4=10, где 10 – мера и совершенный предел числа, первое число следующего круга, змея укусила себя за хвост. Все остальные числа и соответственно остальной мир образуются с помощью перечисленных начал.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12….,
где 10=1+0=1
11=1+1=2
12=1+2=3….
​Предложенный кусочек знания есть лишь капля в исследованиях идут остальные числа до 9, другие особые числа и их соотношения, прогрессии, пропорции, геометрические фигуры и т.д. Исследования становятся более тонкими, сложными и разнообразными, как и окружающий человека мир. Числа, а вернее энергия ими описываемая – есть причина всего.
​Пифагорейцы являют нам пример скромности, справедливости, красоты, трудолюбия, любви к Богу и истине. Пифагор – величайший Вознесенный Учитель, стоящий в ряду самых великих, давший положительный импульс развития Западной цивилизации.

Список используемой литературы.

1. Л.Я. Жмудь. Пифагор и его школа. Ленинград, 1990, 187с.
2. А.В. Волошинов. Пифагор. Союз истины добра и красоты. М., Просвещение, 1993, 223с.
3. Под ред. А. Шапошникова. Пифагор — Золотой канон. Фигуры эзотерики, М. Эксмо, 2003, 120 с.
4. Платон. Государство
5. Платон. Тимей
6. Щетников А.И. Теологумены арифметики, 2009

Автор статьи: Валерий Валаханович, Мастер высшей квалификации Международной Школы энергоинформационного творчества.

No Comments

Sorry, the comment form is closed at this time.