Учение 4-го Пути

Учение 4-го Пути

«Учение Четвертого пути как системы самопознания человека в работах Г.И. Гурджиева и П.Д. Успенского».

Каждый человек делает в жизни выбор, какому пути следовать. Если выбор падает на привычную удобную спокойную жизнь, удовлетворение базовых потребностей, нет необходимости что-то менять. Для обычной механистичной жизни никакие пути не требуются. Жизнь такого человека напоминает сон наяву, в котором он не помнит себя и является так называемой машиной.  Когда  целью человека  является  духовный рост, достижение гармонии с миром и самим собой, поиск ответов на вопросы о том, что такое беЗсмертие, высшее сознание, воля, совесть и т.д. тогда встает вопрос о выборе пути и школы, как одного из необходимых элементов на начальном этапе обучения.  Г.И. Гурджиев является создателем одной из таких школ. Его многолетний опыт путешествий и погружений в учения различных эзотерических школ мира послужил основой для создания собственного учения, получившего название Учение Четвертого пути. Человеку изначально дается все, что он должен знать, остальное он должен найти сам. В мире существуют три известных пути:

1) Путь факира-это путь, подразумевающий борьбу с физическим телом, когда путем развития физической власти, достигается власть над физическим телом. Человек проделывает невероятно сложные физические упражнения, подвергает себя влиянию экстремальных внешних условий, истязает себя. Этот путь долог и мучителен. В его результате может развиться физическая воля, но его эмоциональная и интеллектуальная функции остаются незадействованными. Приобретенную волю некуда приложить.

2) Путь монаха подразумевает следование вере. Монахом в полном смысле этого слова может стать только человек с очень сильными религиозными эмоциями и такими же сильными способностями религиозного воображения. Монах работает с чувствами и подчиняет все эмоции одной, а именно вере, и развивает в себе волю, властвующую над эмоциями. Для того чтобы воспользоваться тем, что он достиг, нужно развить физическое тело и способность мыслить, а этого можно добиться благодаря новым жертвам, новым трудностям, новому отречению.

3) Путь йогина – это следование «по пути знания, ума», в какой-то мере пренебрежение своим телом и эмоциями.

Вышеперечисленные пути в какой-то момент времени безусловно могут вдохновить человека и помочь высвободить скрытые возможности. Человек выходит из зоны своего комфорта и, создавая таким образом «намеренное страдание», развивается и растет духовно.

Последствия современных технологий погружают людей в гипнотический сон. Но человек в современном обществе не перестает искать свой духовный путь, стремится к самопознанию, поэтому Г.И. Гурджиев предлагает Четвертый путь, следование которому не требует уединения в пустыне и отказа от привычного окружения. Так, во всяком случае, это происходит в начале этого пути. Четвертый путь не требует от человека оставления того, чем он жил раньше, но должны быть созданы необходимые условия для того, чтобы следование по этому пути стало возможно. Подготовка к самому пути начинается еще в обыденной жизни и охватывает самые разные стороны. Самой первой проверкой на пути человека становится сама возможность найти этот самый путь. Большинство людей, находящихся в состоянии сна никогда не пробуждаются, тем самым лишая себя возможности даже выбрать этот путь или хотя бы узнать о его существовании. Условия жизни, в которых находится человек в начале своей работы, в которых его, так сказать застает работа, оказываются для него наилучшими из всех возможных. Эти условия для него естественны, они – сам этот человек. Потому что жизнь человека и ее обстоятельства соответствуют тому, что он собой представляет. Любые условия, отличные от тех, что созданы жизнью, будут для человека искусственными, и в таких условиях его работа не сможет затронуть сразу все стороны его бытия.

В контексте рассматриваемого учения необходимо уточнить значение слова «человек». Согласно одному их древних учений, человек , достигший полного, возможного на земле развития ,состоит из четырех тел, которые, в свою очередь, состоят из особых субстанций. Последние, постепенно утончаясь, проникают друг в друга и создают четыре независимых организма, находящихся в определенных взаимоотношениях, но в то же время способных действовать самостоятельно.   Человека, обладающего этими четырьмя развитыми телами, можно назвать «человеком» в полном смысле этого слова, и именно такой человек достигает беЗсмертия, это становится его свойством.

Некоторые учения сравнивают человека с домом из четырех комнат. Человек живет в одной из них, самой крохотной, самой убогой; он и не подозревает о существовании других комнат со многими сокровищами, пока ему о них не скажут. Когда же он узнает о них, он начинает искать ключи к этим комнатам, особенно к четвертой, самой важной из всех. Когда же человек открыл доступ в эту комнату, он становится подлинным хозяином дома, потому что только тогда дом целиком и навсегда принадлежит ему. Исходя из этого представления, можно соотнести вышеперечисленные пути факира, монаха и йогина с работой в одной из комнат этого дома, а Четвертый путь состоит в том, чтобы работать одновременно в разных направлениях. Главным же непременным условием такой работы является понимание человеком того, что он делает. Это необходимое требование – делать только то, что понимаешь. Результатом работы будет являться развитие воли, которая дает возможность человеку перестать быть «машиной», так как он приобретает контроль над своими телесными, эмоциональными и интеллектуальными функциями. Важно не принимать ничего на веру, а искать подтверждения изучаемым явлениям в собственной опыте. Четвертый путь не имеет определенных форм, их необходимо найти.

«Самонаблюдение» и «самовоспоминание» являются основными методами изучения себя. Вся работа на этом пути – это, по сути, постоянный процесс интроспекции, в котором человек стремится наблюдать за собой, своими действиями, привычками, реакциями, особенно теми, которые негативно воспринимаются окружающими, но не осуждать, не оценивать, а воспринимать с позиции «я не являюсь тем, кем я себя вижу». В процессе самонаблюдения используются два метода: регистрация (запись в уме всего, что происходит с человеком) и анализ (попытка найти ответ о причине явлений). Анализ становится возможным лишь при условии достаточного накопленного в процессе регистрации материала. Самовоспоминания — это такое особое состояние сознание, в котором человек осознает себя  с позиции «я есть». Это состояние достигается путем упорной практики, с подключением значительного умственного усилия в начале освоения. Самовоспоминание не связано с памятью и обозначает особое состояние сознания. Можно в какой-то мере провести аналогию с практикой дхьяны в буддизме.

Для того, чтобы начать осуществлять вышеупомянутый процесс самонаблюдения, необходимо иметь представление о «фундаментальных принципах деятельности человеческой машины». В основе теории Четвертого пути лежит идея, что человек в нашем привычном понимании, в общем-то человеком не является, а представляет собой машину. Соответственно действия такого человека-машины механистичны, отсутствует контроль и воля основных психических центров, а также отсутствует возможность влиять на происходящие с ним события, так как «все случается» независимо от воли человека. Таким образом, причиной механистичного существования человека является отсутствие свободной воли, т.е. такой силы, которая исходит из сознания и управляется единым и постоянным «я».

Человек должен идентифицировать 4 вида функций: мыслительную, эмоциональную, двигательную и инстинктивную. Каждый вид деятельности управляется определённым соответствующим центром. Понимание как работают эти центры и контроль за их работой необходимы для того, чтобы начать управлять своей жизнью, изменить восприятие жизни и обрести свободную волю.

Мыслительная функция отвечает за все умственные процессы, речь, воображение и т.д.

Эмоциональная функция проявляется в выражении чувств, эмоций.

Инстинктивная функция включает в себя 4 различных класса функций: физиологические процессы, чувства ( зрение, вкус, обоняние, осязание и др.), физические эмоции (их можно определить как приятные/неприятные), рефлексы (сюда же относятся все виды физической памяти).

Двигательная функция включает в себя все внешние движения.

Каждый из центров наполнен своими привычками, которые ученику предстоит изучить и преодолеть.

На самом первом этапе перед тем как начинать самонаблюдение, необходимо отбросить весь свой предыдущий опыт, так как он может быть основан на неверных наблюдениях и определить, к какой группе функций относятся те или иные наблюдаемые в настоящий момент явления и их связь с различными состояниями своего сознания. Вначале следует также концентрироваться на тех функциях, которые удается безошибочно идентифицировать, и с течением времени и практикой количество наблюдаемых явлений будет увеличиваться. Одна из трудностей, связанная с процессом наблюдения за работой своих психических центров заключается именно в определении, какой центр задействован, так как при неверном функционировании всего механизма работа одного центра может ошибочно заменяться работой другого центра. Неуравновешенная работа центров, замещение функций одного центра функцией другого не дает человеку возможности управлять собой, приводит к неврозам, человек попадает под влияние воображения, различных эмоций, мечтаний и т.д.

Теперь коснемся вопроса соотношения бытия и сознания в процессе познания себя. Переоценивая значения уровня знания, люди стремятся просто к накоплению новых знаний, превращая их в набор хранимой информации и не меняя качества этого знания. Качество (природу) знания можно изменить лишь изменив уровень (качество) бытия. Дисбаланс в одну или другую сторону приводит к тому, что человек знает, но не делает или способен делать, но не знает, что делать. Для того чтобы человек имел возможность развиваться и эволюционировать, необходимо вспомнить одно из главных требований этого учения, а именно, наличие у человека понимания того, что он делает. Понимание является ключевым фактором в этой системе.  Необходимо задавать себе вопрос «почему? »  и ставить цели, иметь представление о том, что ты  делаешь, пусть даже и ошибочное. В противном случае знание никогда не превратится в понимание. «Человек не может понять идею механичности, если он знает ее только умом», — говорит Гурджиев. Различие между знанием и пониманием станет ясным, когда ты увидишь, что знание может быть функцией одного центра; а вот понимание представляет собой функцию трех центров. Таким образом, мыслительный аппарат может знать что-то, но понимание появляется лишь тогда, когда человек чувствует и ощущает всё, что с этим связано.

Вкратце затронем также вопрос взаимодействия в человеке личности и сущности. Вот, что говорит Г.И. Гурджиев об этом в своих лекциях: «Очень важный момент наступает в этой работе над собой, когда человек начинает делать подлинное различие между своей сущностью и личностью. Подлинное «Я» человека произрастает только из его сущности. Можно сказать, что индивидуальность человека – это его сущность, высшая и зрелая. Но чтобы дать сущности возможность расти, необходимо прежде всего ослабить постоянное давление, которое оказывает на нее личность, потому что сопротивляется росту сущности именно личность. Если мы рассмотрим среднего культурного человека, то увидим, что в большинстве случаев его личность представляет в нем активный элемент, а сущность- пассивный. Внутренний рост человека не может начаться, пока этот порядок вещей остается неизменным. Личность должна стать пассивной, а сущность активной. Личность должна быть воспитана определённым образом. Это не вопрос борьбы, но контроля и воспитания». Этот вопрос приобретает актуальность и в процессе воспитания детей: обеспечения таких условий и создание таких жизненных ситуаций, в которых развивается понимание сути происходящих явлений, кругозор, трудолюбие, стойкость перед трудностями, смекалка и выносливость. Механическое запоминание и следование правилам рождает механическую нравственность, которая не может быть основой объективной морали.

Четвертый путь – это путь эволюции. Эволюция – это развитие тех сил и возможностей, которые никогда не развиваются сами по себе, механистически. Эволюция сознания невозможна беЗсознательно, эволюция воли не происходит сама по себе, а способность «делать» — не есть результат того, что случается. Трансформация личности происходит в результате целенаправленной серьезной работы над собой. Выбор, какому пути следовать, всегда остается за человеком. Спокойная, размеренная, привычная жизнь или работа над собой, духовный рост, выход за привычные рамки, разжигание внутреннего огня – это личный выбор и ответственность.

 

Список используемой литературы:

1. Гурджиев, Г.И. Встречи с замечательными людьми/ Г.И.Гурджиев.-  Москва: Рипол Классик, 2015

2. Гурджиев, Г.И. В поисках бытия/ Г.И.Гурджиев.-  Москва: София, 2014

3. Успенский П.Д. В поисках чудесного/ П.Д. Успенский.-Москва: Энигма, 2016

4. Успенский П.Д. Четвертый путь/ П.Д. Успенский.-Санкт-Петербург: Издательская группа Весь, 2016

5. Успенский П.Д. Психология человеческих возможностей/ П.Д. Успенский.-Санкт-Петербург: Издательская группа Весь, 2017

 

Автор статьи — Екатерина Валаханович, Наставник, Мастер Высшей квалификации Всенародной Школы энергоинформационного творчества

Апрель, 2020

Tags:
No Comments

Sorry, the comment form is closed at this time.