Дзэн-буддизм

Дзэн-буддизм

Понятие дзэн, его идеи и суть

Дзэн-буддизм — Дзэн, дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее. (1)

Основная цель дзэн, по мнению Дайсэцу Судзуки, автора одной из наиболее популярных книг по дзэн-буддизму «Основы дзэн-буддизма», — обрести контакт со своим внутренним сознанием, при этом не прибегая к каким-либо источникам информации, а лишь обратив свое внимание внутрь себя, где и хранится вся истина. Дзэн полностью полагается на природу, существующую в каждом из нас и знакомую любому из сознаний, предлагает обращаться за необходимыми знаниями только к этой истине, ведь любые кем-либо написанные тексты имеют значение и оказывают влияние лишь на его собственный ум, и никак не могут быть верными для каждого читающего.

Личный опыт посему является одним из важнейших источников получения информации. Лишь этот опыт может стать основой знаний, базой для развития индивида. По этой же причине, все имеющиеся тем не менее сутры и священные тексты отодвигаются в дзэн-буддизме на второй план и могут быть использованы в качестве дополнительного материала к уже имеющемуся личному опыту, а не наоборот, как это принято во многих других философских школах.

Свое распространение дзэн-буддизм получил на территории Китая, куда в V веке нашей эры его принес из Индии Бодхидхарма, 27-ой патриарх буддизма.

111228150951859

Монастырь Шаолинь, в котором в 5 веке обосновался первый патриарх дзэн-буддизма Бодхидхарма

Из всех имеющихся и сохранившихся на сегодняшний день текстов дзэн-буддизма одним из важнейших является послание Бодхидхармы «Размышление  о четырех деяниях»:

Особая форма передачи истины, не связанная с какими-либо трактатами, 

Независимость от всякого рода буквы.

прямой контакт с духовной сущностью человека. 

Проникновений в глубины внутренней природы человека. 

И достижение совершенства Будды. (2)

Помимо этого, дзэн-буддизм следует «пути праведного поведения» доктрины Будды, которая подразумевает 4 действия:

  • отсутствие ненависти,
  • покорность карме,
  • отсутствие желаний,
  • гармония с дхармой (в ней нет ни «я», ни «не я»)

Как и в традиции буддизма, творение добра, избегание зла и очищение сердца (ума) являются важнейшими правилами последователя дзэн-буддизма. Такие характеристики, как добро или зло в дзэн-буддизме могут относится лишь к поведению, а не к понятиям. Например , погода не бывает злой или доброй, такой оценкой может быть наделен конкретный поступок или ряд действий. К отдельному человеку поэтому не может быть прикреплен ярлык «злой» или «добрый», только определенные действия могут считаться таковыми. Разделение на зло и добро является следствием умственного различения человека. Когда дзэн-буддист пребывает в состоянии пробуждения, отсутствует оценка, дуальность пропадает в его сознании, он неучастен и нейтрален к любым обстоятельствам, деление на добро и зло и вовсе пропадает в его уме.

Буддийское предание.

В древности многие индийские монахи отправлялись в Китай, чтобы проповедовать учение Будды. Одно время там правил очень набожный император, который всегда был рад принять у себя великих учителей и мудрецов из Индии, и вот однажды в китайской столице объявился один из самых знаменитых. Услышав об этом, император очень обрадовался: он уже предвкушал замечательную философскую дискуссию с новоприбывшим учителем. Путника пригласили во дворец и приняли с надлежащей пышностью и церемонностью. По окончании обычных формальностей гость и хозяин заняли свои места, и император задал первый вопрос: 

— Скажи мне, каков основной принцип буддизма? — молвил он и откинулся на спинку трона, ожидая услышать истину, как говорится, из первых уст. 

— Перестать делать зло, учиться делать добро, очищать сердце — вот главный принцип буддизма, — ответил учитель. 

Император растерялся. Что-то подобное он уже слышал и раньше (все мы когда-то слышали нечто подобное!). 

— И это все? — спросил он. — Неужели это и есть главный принцип буддизма? 

— Да, — ответил мудрец, — только и всего. Перестать делать зло, учиться делать добро, очищать сердце. Именно таков главной принцип буддизма. 

— Но ведь это так просто, что понятно даже трехлетнему ребенку, — возразил император. 

— Совершенно верно, владыка, — сказал учитель, — так просто, что понятно даже трехлетнему ребенку, и, тем не менее, так сложно, что осуществить это на практике не может даже восьмидесятилетний старец.» (4)

Практикующему дзэн-буддизм необходимо, в первую очередь, научиться быть естественным, быть собой, действовать «прямо», не иметь вторичной мысли. Каждое действие является самостоятельным и самодостаточным, если человек идет, то он только идет, если ест, то только ест. Если в уме возникает определенная мысль в ответ на поставленный вопрос, дзэн обучает следовать именно этой первичной (правдивой) мысли, а не вторичным вариантам ответов, которые появляются после обдумывания, оценки и ухода от реальности. Часто беседа учителя дзэн с учениками заключается в том, что тот задает вопросы сначала достаточно простые, на которые без труда может ответить каждый, настраивая ученика на доверительные отношения, но в определенный момент он вопрошает нечто такое, на что неподготовленный ученик не может сразу же дать однозначный ответ, и этот вопрос заставляет его задуматься. Например, «в какую сторону вращается водоворот?»

Дзэн — это прозрение в познании своей собственной природы. Эно — прямой ученик Бодхидхармы.

Суть и отличительные черты сатори

Сатори — важнейшее состояние дзэн, по сути все практики и все пути ведут к этому состоянию мгновенного пробуждения. Оно настолько отлично от привычного человеку состояния, что в корне меняет восприятие действительности. В нем полностью отсутствует двойственность, а существует только ясность и невероятное спокойствие. В один миг все прежние умственные нагромождения покидают человека, и он оказывается в состоянии абсолютного знания, внутренний тишины и благодати. Тем не менее, человек, находящийся в этом состоянии, не вызывает ощущения неадекватности у окружающих, его действия могут оставаться прежними, внешне никак не меняющими его поведение, однако внутри человек пребывает совсем в ином мире. Это состояние сложно выразить словами, лишь личный опыт позволит полностью уяснить суть сатори.

Пить чай, есть рис, 

Я провожу свое время естественно,

Любоваться потолком, любоваться горами, 

Какое безмятежное спокойствие и чувство. (2)

Отличительными чертами сатори являются иррациональность, неоспоримость, позитивность, безличность, мгновенность. Это состояние не является результатом какого-либо логического заключения, вызванного работой ума. Логически объяснить то, что произошло с человеком, испытавшим сатори, затруднительно даже ему самому. Прозрение происходит интуитивно и является неоспоримым, перепутать его невозможно, настолько оно отличается от привычного восприятия мира. В этом состоянии человеку открывается истина, которая настолько чиста и безусловна, что оспорить её вряд ли получится. Чувство полного покоя и знание истины ведут к чувству достижения цели. Но, к сожалению, сатори не является продолжительным явлением, возникает оно мгновенно и также неожиданно покидает человека.

Достижение сатори связывают с настроением, выраженным в древнем четверостишии:

Над горой Лу дождь и туман, а в реке Че прибывает вода.

Вдали от них я не знал покоя от тоски!

Я побывал там и вернулся…

Ничего особенного:

Над горой Лу дождь и туман, а в реке Че прибывает вода. (3)

Объяснить его можно следующим образом: до того, как я начал изучать дзэн, я видел горы как горы и реки как реки, затем, когда я приблизился к пониманию, я научился видеть, что горы — это не горы, а реки — это не реки. Но теперь, когда я постиг саму суть, я спокоен. Просто я снова вижу, что горы — это горы, а реки — это реки. (3)

Техника коан для достижения сатори

Одной из важнейших практик в познании внутренней правды является практика коан. Коан — высказывание или ответ на вопрос обычно известного учителя дзэн, посредством которого и происходит достижение состояния сатори в дзэн-буддизме. Этот ответ, как правило, не имеет никакого логического объяснения и ставит таким образом спрашивающего в умственный тупик, что заставляет его в течение длительного времени находиться в состоянии вопрошающего ума, сконцентрированного лишь на единственной мысли. Сам ответ часто действительно не имеет никакой прямой связи с вопросом и является первой мгновенной мыслью, возникшей в голове учителя. Однако ученик пытается усердно понять смысл слов, данных ему великим учителем дзэн.

Примеры коанов:

  • Кто такой Будда? — Три линя хлопка.
  • Что такое дао? — Твой повседневный разум.
  • Что означает приход первого патриарха в Китай? — Кипарис во дворе.
  • Говорят, что все вещи сводятся к единому, но к чему же сводится единый? — Когда я был в районе Цин, на мне была ряса, которая весила 7 циней. (2)

Основная идея техники коан заключается в том, чтобы создать для ума определенные условия, в которых ему будет необходимо сосредоточить все свои мысли лишь над одном вопросе или высказывании. Эта своего рода концентрация помогает уму настолько очиститься, что до состояния сатори остается лишь один шаг — освободиться и от этой мысли. В один момент все поиски прекращаются, и человек остается в состоянии полной тишины, отсутствия необходимости решать какие-либо задачи, подчиняться уловкам его разума, наступает чувство полного удовлетворения, сатори.

Сосредоточение это чаще происходит во время пребывания в медитативной позе со скрещенными ногами и ровным позвоночником. Так проще сосредоточиться на поставленной задаче, однако можно практиковать и находиться в движении, в любом случае, концентрация на ответе должна быть максимальной. Во время данной практики необходимо следовать некоторым правилам, таким как непривязанность к состоянию спокойствия, отказ от попытки решить коан при помощи ума, отсутсвие практики словесного повторения коана, избежание состояния пассивности, полная концентрация на коане.

monk
Медитирующий монах

Дзесю: «Упорно продолжайте решать ваш коан каждое мгновение вашей жизни. Если возникает какая-либо мысль, не пытайтесь подавить ее сознательными усилиями, просто возобновите попытку сосредоточить ум на коане. Идете вы или сидите, пусть ваше внимание будет приковано к нему. Когда вы начнете чувствовать, что он абсолютно лишается вкуса, цель близка: не давайте ему ускользнуть от вас. Вдруг, совершенно неожиданно, что-то вспыхнет в вашем разуме, свет этот осветит всю вселенную, и вы увидите духовную обитель просветленных, которая откроется вам на кончике волоса, и великое колесо дхармы вращается в пылинке». (2)

Другие техники концентрации

Одной из буддийских техник медитации, которую автору этой статьи приходилось практиковать ежедневно, живя в буддийском монастыре Копан в Непале, была медитация хождения. Суть практики заключалась в том, что необходимо было отпустить все свои сторонние мысли и сосредоточить внимание лишь на одном — шаге. Делаешь шаг, полностью осознавая его и ни на что не отвлекаясь, за ним другой, третий и так далее, пока какая-либо   мысль вдруг не проникает в сознание. Тогда следует сделать шаг назад, обнулив таким образом свой ум и вернувшись на исходную точку чистой головы. Ежедневная практика привела в достаточно быстрому результату, сосредоточение на одном действии или одной мысли стало достаточно простым уже через несколько дней.

Оригами как инструмент достижения сатори

Оригами является достаточно древним знанием, считается, что окончательно сформировалось оно в 12-13 веке нашей эры в Японии, когда туда пришел дзэн-буддизм и вложил в уже существующую на территории Японии с 9-12 веков практику оригами (дословно — сложенная бумага) глубинный смысл. Фигурки выполняются из квадратного листа, символизирующего Землю, и без разрезов. Долгое время эти знания были закрыты от европейского общества и являлись серьезной дзэн-практикой, при помощи которой возможно достижение состояния сатори через сосредоточение, созерцание и концентрацию.

Собранная бумажная фигурка могла быть своеобразным коаном, она ставилась учителем перед учеником, которому было предлагалось определить, каким образом была сложена, и какую суть в себе она хранит. Известен также и метод слепого угадывания, при котором ученику с закрытыми глазами предстояло повторить фигурку, предложенную ему учителем. Глубокая концентрация на объекте имела тот же эффект, что и разгадывание сути классического коана.

origami-2
Журавлик — классическая фигура оригами, олицетворяющая мир на Земле

Еще одним способом медитации при помощи оригами является интуитивная работа с бумагой. Как и в концентрации с коаном, работая с квадратным листом бумаги, необходимо, следуя лишь собственным чувствам, отключив разум и страх ошибиться, привязанность к образам, создать фигурку оригами, которая, в свою очередь, может стать ответом на внутренний вопрос мастера.

Мастерство оригами может доходить и до создания фигур мысленно, не касаясь при этом бумаги. Такая концентрация невероятно действенна на пути к постижению сатори.

Создание оригами, чаепитие, фехтование и многие другие виды искусства являются техниками дзэн-буддизма, возникавшими в разное время в разных странах и культурах. Все они своей целью определяют постижение важнейшего из состояний дзэн — сатори.

Список используемой литературы:

 1. Свободная энциклопедия Википедия. Дзэн. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Дзэн.

2. Дайсэцу Тайтаро Судзуки. Основы дзэн-буддизма. — 1932г. — http://www.e-reading.club/book.php?book=55217.

3. Алан Уотс — Дао и Дзэн. — Penguin Books. -1957г. — Перевод Ю. Михайлина (1993) под редакцией В.Данченко (2001). — http://www.psylib.org.ua/books/uotts01/index.htm.

4. Благородный Восьмеричный путь Будды, Сангхаракшита (Деннис Лингву). Второе издание — © Суваннавира (Андрей Дашкевич).- 2012.- Перевод с английского: Михаил Андреев.

Автор статьи — Елена Павлинская, Мастер высшей квалификации Международной школы энергоинформационного творчества, Учитель йоги.

Минск, 2017.

Tags:
No Comments

Sorry, the comment form is closed at this time.